Принятая упрощенная система налогообложения малого бизнеса оказалась не совсем приспособленной к реальной экономической действительности.
Рассмотрим основные положения действующего Федерального закона Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Данная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных государством налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Однако для организаций, применяющих эту систему, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Таким образом, нельзя сказать, что упрощенная система налогообложения действительно является упрощением.
Объектом обложения единым налогом устанавливается либо совокупный доход предприятия, либо валовая выручка (на усмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации). Ставки единого налога: не более 30% от совокупного дохода (10% в федеральный бюджет) либо не более 10% суммы валовой выручки (3,33% в федеральный бюджет)). Конкретные ставки налога, а также пропорции распределения зачисления налоговых платежей между бюджетами устанавливаются решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, выступает патент, выдаваемый налоговыми органами на один год. Стоимость патента определяется с учетом ставок единого налога решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально. Уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Федерации в отношении один к двум.
Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты налога с доходов физических лиц уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Единый налог на вмененный доход введен в налоговую систему РФ Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Налог является региональным. Плательщиками единого налога являются организации, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
•оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);
•оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических услуг, ветеринарных и зооуслуг;
•общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания), если численность работающих на объекте общественного питания не превышает 50 человек;
•розничная торговля, осуществляемая через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, если численность работающих на торговом объекте не превышает 30 человек;
•розничная выездная торговля горюче-смазочными материалами;
•оказание транспортных услуг, если численность работающих до 100 человек;
•оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок.
Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, помимо этого налога, платят:
•государственную пошлину;
•таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
•лицензионные и регистрационные сборы;
•налог на приобретение транспортных средств;
•налог на владельцев транспортных средств;
•земельный налог;
•налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
•налог на доходы физических лиц, удерживаемый у работников.
Похожие статьи: