Высокая ставка рефинансирования и непрозрачные процедуры получения ссуд обуславливают формирование реальной ставки по кредиту для юридических лиц на уровне 35-40%. Такой уровень обязательно будет отображен на потребителе и является прямым шагом к росту инфляции.
Первое полугодие 2009 года ярко очертило две тенденции формирования показателей потребительских цен на европейском континенте.
Для стран с развитой экономикой характерное быстрое уменьшение показателей инфляции – там уже активно обсуждают проблемы, связанные с рисками дефляции.
Для стран со слабой экономической системой, а это большей частью страны бывшего советского лагеря, болевой темой остаются высокие темпы роста инфляции.
Ощутите разницу
По данным Евростата, в государствах еврозоны годовая июньская инфляция, сравнительно с этим же месяцем 2008 года, будет составлять минус 0,1%, а годовая инфляция в мае равнялась нулю.
Впрочем, такой показатель не является одинаковым для всех стран региона. Например, в Венгрии годовая инфляция в мае 2009 года составила 3,8%, в Польше 3,6%, в Болгарии 3,9%.
В Венгрии больше всего подорожали продукты питания – картофель, фрукты, свинина, а также алкоголь и табачные изделия. В Польше – горючее, одежда и обувь. В Болгарии – непродовольственные товары и горючее.
В Украине показатель инфляции значительно выше. Так, в июне 2009 года годовой индекс потребительских цен составлял 15%. С начала года инфляция в Украине составила 8,3%.
Среди групп товаров цены более всего возросли на продукты питания – рыбу, сахар, масло, а также на алкоголь и табак. В сегменте непродовольственных товаров значительно подорожали одежда и обувь. Среди услуг – плата за жилье и транспорт.
Важно отметить, что указанные группы товаров и услуг были в «лидерах» и в мае 2009 года.
Почему в одних стран инфляция замедляется, а в других, наоборот, возрастает?
Здесь необходимо учитывать ряд факторов влияния, прежде всего – тенденции в банковском секторе, объемы и эффективность государственных расходов, систему налогообложения и защита экономической конкуренции.
В первую очередь, нужно обратить внимание на размер ставки рефинансирования. В условиях кризиса центральные банки многих европейских стран уменьшили ставки, хотя по сравнению, например, с Украиной или Россией, эти государства всегда имели значительно меньшие показатели.
Так, ставка рефинансирования, установленная Европейским центробанком в июне 2009 года, составляла 1%. В Украине этот показатель зафиксирован на отметке 11%.
В общем, для большинства стран бывшего советского лагеря учетная ставка, как правило, значительно превышает аналогичный показатель западноевропейских стран. В России в июне 2009 года ставка составляла 11%, в Беларуси – 14%, Казахстане – 8,5%.
В Украине высокая ставка рефинансирования и непрозрачные процедуры получения ссуд обуславливают формирование реальной ставки по кредитам для юридических лиц на уровне 35-40%. Такой уровень обязательно будет переведен на украинского потребителя и является прямым шагом к росту инфляции.
К непрозрачной системе кредитования прибавляется слабость государственной системы компенсирования кредитных ставок, которая значительно ограничивает финансовую поддержку украинских предприятий.
Отсутствие конкуренции
В Украине в последнее время значительно заострилась проблема существования конкурентной среды, которая в значительной мере отображается на динамике роста инфляции.
Монополизация нефтеперерабатывающей области, рынков переработки отходов, ядерного топлива, реализации военного имущества, сферы здравоохранения лишь верхушка айсберга.
В структуре нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, выявленных Антимонопольным комитетом Украины в 2008 году, вторую позицию с показателем 22% занимают неконкурентные действия государственных органов.
С одной стороны, это свидетельствует об объединении бизнеса и власти ради получения сверхприбылей, а с другой – о слабой работе АМКУ. Так, по результатам 660 проверок, проведенных в 2008 году, начато рассмотрение дел лишь в 235 случаях.
Речь должна идти о критериях эффективности работы комитета. Наверное, его деятельность нужно оценивать не за количеством штрафов или проверок, а за существующим уровнем экономической конкуренции в областях, которые имеют наибольшее влияние на формирование ВВП.
Пока этого не будет, монополисты в Украине не будут учитывать кризис и падение спроса, а будут увеличивать свои цены, как и делали это раньше.
Украинские налоги
Сотни изменений и дополнений к налоговому законодательству за последние несколько лет не улучшили ситуацию. Проблемы налоговых уклонений, злоупотреблений с возмещением НДС, низкого качества налогового администрирования остаются нерешенными.
Кроме некачественной работы депутатского корпуса, сложность выполнения задач по сбору налогов связанная с нереальными планами Минфина – чиновники просто не успевают за изменениями, которые происходят в экономической среде.
С момента утверждения правительством основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития на 2009 год, на основе которых были рассчитаны показатели госбюджета, финансово-экономическая ситуация в государстве существенно ухудшилась.
То, что удалось учесть при принятии бюджета в декабре 2008 года, в июне 2009 года нуждается в существенной коррекции.
Но, вместе с этим, в налоговой сфере не следует действовать под лозунгом «выполнить план любой ценой». С другой стороны, бизнес, который, с одной стороны, затиснут кризисом, а с другой – властью, может просто закрыться. И тогда первыми пострадают социально-незащищенные слои населения и работники бюджетной сферы.
В отличие от стран ЕС, налоговая система Украины лишена стимулирующей функции, поэтому ее необходимо реформировать. В другом случае, наполнение бюджета будет становиться все более сложной задачей, и дефицит бюджета возрастет до критических объемов.
Дефицит бюджета
При отсутствии точных официальных статистических данных, можно говорить лишь о тенденциях, а они, к сожалению, не прибавляют оптимизма. Если во время разработки и принятие закона о госбюджете-2009 речь шла, о размере дефицита около 3% ВВП, то на начало второго полугодия этот показатель достиг 10% и более.
Официальные показатели довольно сомнительные. По последним данным Госказначейства, дефицит общего фонда финансового плана за январь-май составляет 7 миллиардов гривен.
При этом, данных относительно общей суммы дефицита с учетом ситуации в Пенсионном фонде и НАК «Нафтогаз» не представлено. По разным оценкам, дефицит Нака составляет больше 27 млрд. гривен, при этом до сих пор не найден выход из замкнутого круга увеличения долгов этой компании.
Дальнейшие займы, которые предоставляет украинскому монополисту Ощадбанк для расчетов с другим монополистом – «Газпромом», неизбежно приведут к росту инфляции.
Также важно отметить, что в Украине за последние годы резко выросла доля государственных расходов на социальную защиту населения. Так, если в 2003 году сумма таких выплат составляла 4,9% ВВП, в 2005 – 9,5%, то в 2008 году – 21% ВВП.
Этот показатель отвечает европейскому уровню. Так, в 2008 году в странах ЕС социальные выплаты составили 21,3% ВВП.
Понятно, что для бюджета Украины в период кризиса, когда уменьшается объем уплаченных налогов, поддержка социальной сферы будет означать стимулирование инфляции.
Ситуацию с дефицитом бюджета нужно также рассмотреть в контексте переговоров между Украиной и МВФ, которые начались по-новому в начале июля. Из общего меморандума известно, что выделение кредитов Фондом может происходить на условиях, что правительство будет сдерживать дефицит бюджета в размере, который не превышает 4%.
В Украине могут идти дискуссии относительно уровня дефицита бюджета – превышает он 10% ВВП или нет, но то, что этот показатель превысил зафиксированный в меморандуме уровень, сомнений нет. Поэтому стороны переговорного процесса должны четко заявить о том, как они будут учитывать этот факт в дальнейших переговорах.
Оценка инфляции в Украине сделана с учетом основных факторов, которые влияют на ее формирование, но этот перечень не является полным. Безусловно, нужно также учитывать ситуацию вокруг рефинансирования в банковском секторе, мероприятия НБУ относительно формирования плавающего валютного курса, динамику депозитных вкладов, внешнеэкономическую политику, повышение налоговых ставок, эффективность производства и рост безработицы.
Однако главным является то, что любое финансирование дефицита бюджета в Украине будет приводить к росту инфляции. Поэтому правительству и законодателям необходимо сформировать приоритетные задачи, от решения которых зависит не только отечественная экономика, а и социальная стабильность.
Кредит-консульт 27.07.2009
Похожие статьи: