При решении вопроса об объемах ресурсов, выделяемых конкретным отраслям социальной сферы, необходимо определить степень зависимости этих объемов от предполагаемой социальной и экономической эффективности их использования.
Существенным является вопрос о возможном перераспределении ресурсов между отраслями непроизводственной сферы или их дополнительного (внебюджетного) привлечения из сферы материального производства. Разумеется, при этом придется считаться с тем, что такое перераспределение ресурсов отрицательно скажется на уровне прямых социальных результатов экономически менее эффективных отраслей.
Принципиальным для внутриотраслевого уровня следует считать вопрос о сочетании критериев внутриотраслевой эффективности и народнохозяйственной.
На региональном уровне наиболее остро стоит задача комплексного развития социальной сферы, выравнивания уровней потребления услуг всеми категориями населения, преодоления ведомственных различий и ограничений, укрепления доходной базы местных бюджетов.
Предположение об априорной соизмеримости в общих единицах экономических и всех видов социальных результатов вызывает сомнения. Гипотеза всеобщей соизмеримости может быть непротиворечиво выражена лишь в терминах абстрактной общественной полезности, о которой в отношении оценки социально-экономической эффективности правильнее говорить как об идее, имеющей скорее мировоззренческую, нежели практическую ценность.
В этом отношении представляется оправданным развитие методологических подходов, предполагающих четкое определение сфер применения экономических и социальных критериев и оценок, границ действия экономического механизма, и параметров воздействия на принятие решений социальной политики.
В основе этой процедуры должно быть положено требование ориентации на обобщенный социальный результат. Первый этап предполагает установление согласованной системы минимально гарантированных значений достигаемых социальных результатов. Обоснование этой системы является сферой социального выбора, социальной политики государства.
Комплексные стандарты в большей степени, нежели ресурсные ограничения, ориентируют на улучшение обобщенного социального результата в той его структуре, которая соответствует принятой в планируемом периоде концепции социального развития и ресурсным возможностям.
Любой вариант, не обеспечивающий достижения стандарта, является неприемлемым, независимо от его экономической эффективности или уровней достигаемых отдельных социальных результатов.
Варианты, удовлетворяющие условиям комплексного стандарта, могут различаться между собой как по уровню достигаемого социального результата, так и по величине экономического эффекта их реализации. Именно между ними осуществляется выбор.
Похожие статьи: