Для прогнозирования максимально возможной прибыли в плановом году целесообразно, исходя из зарубежного опыта расчетов, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. Как отмечалось, к переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и другие. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.
Постоянные затраты — это такие, которые не изменяются в зависимости от роста или сокращения объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала, административные расходы и др.
Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, расходы на проведение текущего ремонта оборудования и др.
В связи с небольшим удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.
Приведенные ниже расчеты позволяют определить так называемый «эффект операционного рычага» (термин, взятый из западной практики предпринимательства, который некоторые авторы называют «эффектом производственного рычага» или «эффектом эксплуатационного рычага»).
Эффектом операционного рычага называют такое явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продукции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или. иную сторону.
Допустим, объем продаж в 2000 г. составлял 1820 тыс. руб., в том числе переменные затраты — 1238 тыс. руб., а постоянные — 197 тыс. руб. Таким образом, при суммарных затратах в 1435 тыс. руб. прибыль равна 385 тыс. руб. (1820 – 1435). Если в 2000 г. выручка увеличивается на 10%, что составит 2002 тыс. руб. (1820 х 158 х 110: 100), то переменные затраты возрастут также на 10% и будут равны 1362 тыс. руб. (1238 •ПО : 100). Достоянные затраты при этом остаются неизменными, т.е. 197 тыс. руб.
В этом случае суммарные затраты составят 1559 тыс. руб. (1362 + 197), а прибыль – 443 тыс. руб. (2002 – 1559). При этом прибыль возрастет по сравнению с прошлым годом на 15% (443 • 100 : 385 — 100).
Следовательно, при росте выручки от реализации продукции на 10% прибыль увеличится на 15%.
Изыскивая возможности увеличения прибыли, целесообразно проверить влияние на ее прирост не только переменных, но и постоянных затрат. Так, если переменные затраты увеличиваются на 10% (1362 тыс. руб.), а постоянные затраты — на 2% — 201 тыс. руб. (197 • 102 : 100), общая сумма всех затрат составит 1563 тыс. руб. (1362 + 201).
Прибыль при этом определится в сумме 439 тыс. руб. (2002 — 1563) и, следовательно, возрастает по сравнению с прошлым годом на 14% (439 : 385 – 100 – 100), а не на 15%.
Если далее постоянные затраты увеличиваются на 4% и составляют 205 тыс. руб.(197 •104 : 100), то при 10%-ном росте переменных расходов общая сумма всех затрат равна 1567 тыс. руб. (1362 + 205). Прибыль в этом случае уменьшается до суммы 435 тыс. руб. (2002 — 1567), т.е. возрастет лишь на 13% (435 : 385 х 100 – 100).
Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются.
Приведенные выше расчеты позволяют определить степень воздействия операционного рычага. Для этого следует из объема продаж исключить переменные затраты, а результат разделить на сумму прибыли. Разницу между объемом продаж и переменными затратами экономисты называют «вклад на покрытие». Таким образом, количественное воздействие операционного рычага на прибыль можно выразить формулой:
О = В:П,
где О — операционный рычаг;
В — вклад на покрытие;
П — прибыль.
В нашем примере воздействие операционного рычага в 2000 г. определено следующим образом:
(1820-1238: 385) = 1,5.
Показатель операционного рычага имеет важное практическое значение. Если объем продаж возрастает, например, на 4%, то, пользуясь показателем операционного рычага, можно заранее определить, что прибыль увеличится на 6% (4 • 1,5). В случае снижения объема продаж на 8% прибыль уменьшится на 12% (8 • 1,5).
Увеличение объема продаж на 10% влечет рост прибыли на 15% (10 • 1,5). (См. начало примера.)
Определив влияние структуры затрат на прибыль с помощью воздействия операционного рычага, можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. Однако если бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, то резко увеличивается предпринимательский риск, так как если при этом сократится выручка от реализации продукции, то предприятие понесет большие потери в прибыли.
Похожие статьи: