Облигационные займы являются финансовыми ресурсами увеличивающими объем капитала, с возможным дальнейшим рефинансированием его на техническое перевооружение, реконструкцию или модернизацию производства. При этом круг акционеров предприятия не расширяется, в уставном фонде не происходит перераспределения ролей и не теряется контроль над предприятием.
Такое заимствование финансовых ресурсов приемлемо для предприятий в условиях острой недостаточности собственных оборотных средств и отсутствия фондов для обновления производства.
Банк берет на себя анализ финансового состояния и денежных потоков предприятия-эмитента, рассматривает направления его деятельности, анализирует спрос на продукцию, ее конкурентоспособность и продвижение на рынке, изучает стратегию маркетинга, постановку менеджмента, состав и достаточность капитала, эффективность различных видов деятельности, рациональность формирования собственных и привлеченных ресурсов и их использование, и многие другие вопросы.
При установлении возможности осуществления эмиссии банк от имени предприятия производит выпуск облигаций и их размещение.
Основные этапы привлечения финансовых ресурсов посредством облигационного займа могут быть следующие:
Подготовительный этап
• Анализ предприятия, структурирование финансирования:
- проведение переговоров, заключение договора;
- углубленный анализ реализуемости проекта;
- определение концепции эмиссии (анализ альтернативных вариантов реализации проекта);
- определение потенциальных инвесторов;
- разработка маркетингового плана размещения;
- структурирование сделки (утверждение параметров эмиссии и размещения);
- подготовка инвестиционного меморандума.
Технический этап
• Выпуск облигаций:
- протокол о выпуске облигаций;
- подготовка внутренних положений о выпуске облигаций;
- подготовка информации об эмиссии облигаций для ГКЦБиФР;
- заключение договора с депозитарием и хранителем ЦБ;
- регистрация в ГКЦБФР информации об эмиссии и выпуске облигаций;
- публикация в прессе информации об эмиссии облигаций.
Этап размещения облигаций
• Методы размещения облигаций:
- рассылка уведомлений;
- проведение презентаций инвестиционного меморандума;
- договора на субразмещение и др.;
- реклама и имиджевые программы;
- непосредственное размещение – продажа облигаций инвесторам;
- организация вторичного рынка облигаций.
Сумма расходов может варьироваться в зависимости от объемов и сроков проведения аудита, количества сертификатов и т.д., а также может быть увеличена на стоимость услуг торговца ценными бумагами.
Расчет тарифов банка на оказание услуг по организации выпуска и размещению облигационного займа представлен далее.
Необходимо отметить, что основную часть вознаграждения банк берет не за выпуск облигаций, а за их размещение, то есть от суммы реально привлеченных денежных средств. Таким образом, основное вознаграждение выплачивается из средств, привлеченных с рынка, а не из средств предприятия-эмитента.
В настоящее время в Украине выпуск облигаций менее распространенный источник привлечения капитала, поскольку надо выплачивать высокие проценты для того, чтобы покрыть риски инвесторов.
Похожие статьи: