Первые попытки отраслевой дифференциации норматива дисконтирования были предприняты в 1962 г. при создании Методики по оценке эффективности капиталовложений. В частности, рекомендовались следующие нормативные значения этого показателя в диапазоне от 0,1 до 0,33:
для металлургии – 0,14;
энергетики – 0,14-0,1;
угольной, нефтегазовой, лесной и деревообрабатывающей промышленности – 0,2;
химической и легкой промышленности, машиностроения – 0,33-0,2;
строительства – 0,17;
транспорта – 0,1.
При этом, к сожалению, в методике не давалось никаких рекомендаций по поводу выбора какого-то одного значения в рамках представленных диапазонов (более того – в отраслевых методиках, изданных после Типовой методики 1969 г., данный диапазон был существенно расширен: от 0,01 до 0,8).
Следует отметить, что среди признанных и авторитетных советских экономистов было значительное количество тех, кто категорически отвергал идею об отраслевой дифференциации норматива дисконтирования.
Среди них Л. Вааг, И. Малышев, В. Чернявский, В. Новожилов, Н. Федоренко, Д. Львов, С. Шаталин, Н. Петраков и др. Их основным аргументом было предположение о том, что использование дифференцированных отраслевых нормативов способствует закреплению сложившихся при неоптимальном планировании ошибок в распределении вложений между отраслями.
В последние годы в работах российских и украинских экономистов все чаще выдвигаются предложения об использовании премии к ставке дисконтирования, которая бы дифференцировалась в зависимости от направлений инвестирования, степени новизны производимой продукции и используемой технологии, срока освоения новшества, доступности ресурсов, новизны рынка и прочих факторов.
Выводы. Таким образом, нами рассмотрены научно-методические подходы к формированию ставки дисконта для всех типов инвестиционных проектов, обосновано, что установление нормативных значений ставок дисконтирования при оценках эффективности инвестиционных проектов общенационального и регионального значения, так или иначе влияющих на стратегический инвестиционный курс государства, является мощнейшим инструментом управления научно-техническим развитием страны.
В данной статье сформулированы критерии идентификации данных типов проектов. Также обоснована необходимость отраслевой дифференциации норматива дисконтирования, занижения значения данного норматива относительно коммерческих ставок дисконта, систематизированы научно-методические подходы к определению данного норматива.
Похожие статьи: