Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
В процессе анализа финансового состояния предприятия могут исчислять и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение. Например, может быть исчислена рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала, рентабельность инвестиций и др.
Представлено состояние двух основных показателей рентабельности — рентабельность продукции и рентабельность активов в экономике России.
Как в экономике в целом, так и в промышленности в 1999 г. произошло значительное повышение уровня рентабельности.
Главная причина — увеличение реальной прибыли.
Рост любого показателя рентабельности зависит от общих экономических явлений и процессов:
•совершенствования системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
•повышения эффективности использований ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
•индексации оборотных средств и четкого определения источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности в современных условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Похожие статьи: